Все мы знаем, как трудно было СССР финансировать военные разработки в эпоху Сталина. Но и в других странах деньги на деревьях не росли. Особенно во время Великой Депрессии.
Так, в 1930 году британское правительство объявило, что прекращает поддержку национальной команды, к тому времени выигравшей два Кубка Шнайдера. Официально Кубок Шнайдера был учрежденным в 1911 году международным состязанием гидропланов. Но его значение не ограничивалось гражданской авиацией. Наработки участников конкурса активно использовались при проектировании истребителей. Поэтому курировавший британскую команду Королевский аэроклуб работал в тесном контакте с военными авиаторами, а решение правительства было чувствительным ударом по престижу ВВС. Однако в условиях финансового кризиса премьер-министр Рэмсей Макдональд, известный своими пацифистскими взглядами, считал, что у страны нет денег на финансирование "тщеславных" проектов.
Где не справилось государство, там пришлось вмешиваться общественности. За пределами круга профессиональных авиаторов самым активным фанатом Кубка Шнайдера была леди Люси Хьюстон. Несмотря на обилие титулов, она не являлась потомственной аристократкой. Дочь рабочего, Люси Рэдмолл в юности танцевала в мюзик-холле, но постепенно прорвалась в высшее общество, сперва получив наследство от состоятельного любовника, а затем сменив несколько все более влиятельных мужей. Ее последний супруг, судовой магнат сэр Роберт Хьюстон, после двухлетнего брака умер в 1926 году, оставив состояние в несколько миллионов фунтов. В то время леди Хьюстон уже было под 70, и ее психика оставляла желать лучшего, но это не помешало ей с головой окунуться в политику. Где она придерживалась самых радикальных военно-патриотических взглядов, которые подпитывались ее паранойей.
Соответственно, когда правительство объявило, что не будет поддерживать британскую команду, а Королевский аэроклуб призвал патриотов жертвовать деньги ради престижа нации, леди Хьюстон сообщила, что вложит ту сумму, которой будет не хватать после подсчета средств мелких доноров. Параллельно она запустила кампанию в прессе, обвиняя Макдональда в социализме и предательстве. В итоге леди Хьюстон заплатила около 100 тысяч фунтов, а премьер пошел на попятный и разрешил участие в конкурсе военных пилотов.
Поскольку конкуренты Британии, у которых были свои финансовые и технические проблемы, не смогли вовремя подготовить своих конкурсантов, в Кубке Шнайдера 1931 года участвовали только английские самолеты. Состязание выиграл Supermarine S.6B. И хотя он ни для чего больше не использовался и серийно не производился, этот самолет стал важным звеном на пути к Supermarine Spitfire, ключевому британскому истребителю времен Второй мировой, и к чрезвычайно удачному авиационному двигателю Rolls-Royce Merlin. По словам разработчиков, участие в Кубке Шнайдера на несколько лет ускорило внедрение новейших технологий и обеспечило победу в Битве за Британию.
Леди Хьюстон, впрочем, этого не увидела. Она умерла в 1936 году. Так и не узнав всю правду о Муссолини и Гитлере, которыми восхищалась, и которых считала куда более достойными вождями, чем британские политики.
Британский дух соревнования
4-clover
| воскресенье, 13 декабря 2009