Сейчас Статуя Свободы в гавани Нью-Йорка прочно ассоциируется с иммигрантами. Мол, люди плывут в Америку, а Свобода освещает им путь. Однако изначальный замысел был иным. Полное название статуи - "Свобода, освещающая мир". Это не реальный маяк для кораблей, а метафорический маяк для стран и народов, стремящихся к демократической свободе. Именно поэтому Статую Свободы создал французский скульптор Фредерик Бартольди. Установив статуи-близнецы в Париже и Нью-Йорке, он хотел соединить две республики в противостоянии монархическому миру.
Кто же связал Статую Свободы с иммигрантами? Автор сонета "Новый Колосс". Этот сонет отлит на бронзовой плите, ныне установленной внутри статуи. В стихотворении есть такие строки:
Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!
То есть, "шлите нам, заокеанские владыки, своих нищих, бездомных и тоскующих по свободе, если эти несчастные вам самим не нужны". Я перефразирую, но смысл именно такой. Сонет был написан в 1883 году для благотворительного аукциона по сбору денег на сооружение постамента статуи (саму статую делали французы, американцы же оплатили постамент).
Когда читаешь эти слова, возникают логичные вопросы. Имел ли дело автор этих строк с иммигрантами? Помогал ли он им в адаптации? Или же он просто нес пафосные благоглупости?
Ответ на первые два вопроса - "да". Эмма Лазарус (1849-1887) знала толк в иммигрантах. Правда, ее еврейская семья перебралась в Новый Свет из Португалии еще в колониальную эпоху. Однако Эмма активно участвовала в программах помощи беженцам из царской России. В частности, она преподавала в Еврейском техническом институте, созданном при ее участии специально для обучения молодых иммигрантов.
Впрочем, главным призванием Лазарус была словесность. Она писала стихи, переводила с нескольких языков (преимущественно с немецкого), сочинила роман о Гете, переписывалась с Тургеневым... И постоянно публиковалась как эссеистка. Ее состоятельная и европеизированная семья была не слишком религиозной и национально "озабоченной", но сама Эмма с годами стала пламенной поклонницей еврейской традиции.
И вот главный парадокс. В том самом 1883 году, когда Лазарус сочинила "Нового Колосса", она завершила публикацию цикла эссе "Послание к евреям", где утверждала, что евреям из Восточной Европы лучше перебираться не в Америку, а в Палестину. Поскольку в Штатах, конечно, лучше, чем в стране погромов и Александра III, но Палестина - это настоящая еврейская родина. В этом отношении Лазарус была предтечей сионистов. Кстати, как раз в то время алия реально началась. Это была так называемая "Первая алия", состоявшая из 25 тысяч российских евреев.
Так что, читая "Нового Колосса", нужно сознавать, что его автор не до конца верила в то, что писала. Поскольку Лазарус на опыте своих подопечных знала, что лишь немногие американцы принимают мигрантов с распростертыми объятьями.
Маяк свободы
4-clover
| пятница, 18 декабря 2009